Какими они были, те «старики», что шли в бой? Николай Михайлович Скоморохов. Часть 2: «Achtung, achtung, в воздухе Скоморохофф!»
Начинался 1944 год, жестокая война перемещалась на запад. Бывший недавно простым лётчиком Николай Скоморохов стал комэском. Теперь в его подчинении были люди, и от него зависело, как пройдёт очередной бой и все ли самолёты вернутся на свой аэродром. Потери на войне неминуемы, но от командира, правильно разъяснившего подчинённым их задачи, и от его личного поведения в бою зависит многое.
Лучшей иллюстрацией служит описание сражения, которым руководил Скоморохов. Четвёрка истребителей, возглавляемая им, летела на прикрытие наших наземных войск. Впереди в разрыве облаков мелькнули два вражеских «фокке-вульфа». Не раздумывая, Скоморохов бросился в атаку. Меткая очередь — и один из фашистов, кувыркаясь, полетел на землю. А вот и основная немецкая группа, задачей которой в тот день была штурмовка наших передовых частей. Их десять, наша четвёрка помчалась на врагов, и те, сбросив беспорядочно бомбы, развернулись в обратный путь.
Тут же появились ещё две группы: 16 Fw-190 и 4 Ме-109. Направив одну пару наших Ла-5 на связывание «мессеров», Скоморохов со своим ведущим бросился на «фокке-вульфы». Требовалось не допустить их до прицельного бомбометания. Скоморохов короткой очередью сбил одного врага, в ту же секунду мимо него свалился на землю истребитель, сбитый Горьковым. Два десятка фашистских самолётов спасовали перед неординарными действиями советской четвёрки, заставившей их сбросить бомбы на головы собственных солдат и поспешно бежать. На земле догорали три самолёта врага.
Ещё один эпизод. При отступлении немцы решили взорвать Днепрогэс. Могла погибнуть гордость нашей страны. Разведка донесла, что плотина уже заминирована. Наземная операция могла не успеть. Необходимо было обнаружить, каким образом с воздуха можно предотвратить катастрофу. Операцию взял под личный контроль Верховный Главнокомандующий.
В разведку были отправлены Скоморохов с ведущим Овчинниковым. До середины Днепра им удалось добраться без проблем, а дальше их встретил такой плотный заградогонь, что казалось, они не летели, а лавировали между снарядными разрывами. Но им же нужно было не просто полетать там, а следовало скрупулёзно отснять всю плотину и плёнку в штаб доставить неповреждённой.
Два раза они пролетели мимо плотины, две плёнки уже отсняты, но Скоморохов решил, что для подтверждения уже полученных данных надо ещё одну плёночку присовокупить. И вот два самолёта, как будто связанные невидимой верёвочкой, скользят то над самой водой, то поднимаются до верхней кромки изогнутой бетонной стены, а фотоавтомат щёлкает и щёлкает. В это время бешеная стрельба зениток стихла и к паре «Лавочкиных» устремилась четвёрка «мессеров».
Съёмка закончена, но в бой вступать нельзя, слишком дорогой груз в кабине, да и горючее на исходе, надо улепётывать. «Мессеров» уже три пары, трассы пулемётных выстрелов перекрещиваются над самой кабиной. Советская пара взмывает резко вверх, из моторов выжимается значительно больше, чем рассчитывали конструкторы. Так же резко, почти в пике, ведущий мчится вниз, только над самой землёй, когда кажется уже всё, самолёт выправился и, странно покачиваясь, потянулся к своему аэродрому. Немцев нет, расстреляв весь боекомплект, они убрались восвояси. Самолёт Скоморохова пришлось списать, от немыслимой перегрузки с него сорвало всю обшивку.
Через два часа следует новый приказ: «Всё повторить». И снова та же пара трижды проносится мимо плотины, фотографируя всё, что только попадает в объектив. И снова зенитки, и вновь на третьем заходе «мессеры». Отличие одно: на обратном пути у Скоморохова резко поднялась температура, лётчик вынужденно совершил посадку в поле, а очнулся в госпитале — жестокий приступ малярии, привязавшейся к нему ещё в детстве, сразил его в самый неподходящий момент.
Плёнки в тот же день были отправлены по назначению. Наши штурмовики разбомбили все кабели, подводящие электроэнергию к заложенной взрывчатке, плотина была спасена.
Ещё в начале 1944 года из лучших лётчиков дивизии была создана «эскадрилья охотников». В её задачу входило в свободном полёте обнаруживать немецкие самолёты и уничтожать их. Естественно, что в неё включили и Скоморохова. За несколько месяцев эскадрилья сбила не один десяток фашистских самолётов, но вынужденно была расформирована, так как, отдав лучших лётчиков, полки стали нести большие потери и командиры настояли вернуть асов назад. Скоморохов вновь был переведён на должность комэска в 31-й ИАП.
К осени 1944 года линия фронта почти повсеместно перешагнула через довоенные границы СССР. Война была перенесена на территорию врага. Ожесточённые бои шли в Венгрии. 31-й ИАП, в котором командиром эскадрильи Ла-5 служил капитан Н. Скоморохов, сражался под Будапештом.
21 декабря 1944 года Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на «свободную охоту», которую ему время от времени разрешали. Внизу нашим наземным войскам удалось прорвать оборонительную линию «Маргарита» и приступить к окружению будапештской группировки врага. Немцы всячески пытались сдержать советские войска. При этом они очень надеялись на авиацию. К этому времени в Люфтваффе оставалось совсем немного бомбардировщиков. В армию в основном поступали истребители нового поколения «фокке-вульф-190», которые использовались немцами в том числе и в качестве штурмовиков. Бронированная кабина, мощное вооружение (две пушки и два пулемёта), высокая скорость (до 625 км в час) делали этот самолёт опасным противником.
Вот с восьмёркой таких истребителей, шедших с подвешенными бомбами, в районе озера Веленце и встретилась пара Ла-7, тоже совершенно новых советских истребителей. Скоморохов сразу же, набрав высоту, помчался в атаку. Филиппов прикрывал ведущего от нападения сзади. Первый удар был нанесён по ведущему, вспыхнувший после попадания снарядов скомороховской пушки немецкий самолёт штопором врезался в землю. Выходя из пике, Николай заметил ещё две группы FW-190, направляющихся в сторону наземного боя. Немцы были уверены в своей неуязвимости. Действительно, что могла противопоставить им пара советских истребителей?
Скоморохов придерживался другого мнения. Ещё несколько секунд, пушечная очередь — и ещё один вражеский самолёт полетел, кувыркаясь, на землю. В наушниках Филиппова раздался голос фашистского диспетчера:
— Achtung! Achtung! In der Luft Skomorokhoff.
Даже не зная немецкий, понять эти слова было нетрудно. Диспетчер повторял их снова и снова. «Фоккеры» тут же, беспорядочно сбрасывая бомбы, сильно снижающие их скорость, начали разлетаться в разные стороны. Филиппову удалось поймать в прицел одного стервятника, и тот, объятый пламенем, рухнул вниз. Взмыв в небо, Филиппов опередил ещё одного фашиста и мастерски сбил его. В свою очередь, Скоморохов тоже догнал одного удирающего врага и отправил его на землю.
Внизу сотни людей, затаив дыхание, наблюдали этот потрясающий бой двоих против тридцати. Случилось непостижимое: два советских лётчика невредимые направились домой, в то время как пять немецких самолётов валялись на земле.
Продолжение следует…