Как отличить хорошего преподавателя английского от плохого?

Ученику и его родителям бывает трудно определить, плохой перед ними преподаватель или хороший.

Чаще всего основными мерилами "качества" преподавателя являются низкая стоимость занятий, близкое местонахождение и рекомендации друзей. Эти критерии, безусловно, очень важны, но не имеют, ровным счетом ничего общего с профессионализмом преподавателя.

После первого знакомства бывает практически невозможно понять, в чьих Вы руках, и какие знания Ваш преподаватель может Вам дать (и даст ли вообще).

Но после нескольких занятий, а иногда и на первом,
могут обнаружиться факты, которые должны вас насторожить.
Вот они
:


1. Ваш преподаватель часто отвлекается от темы занятия.
Ведет разговоры на отвлеченные темы: спрашивает про ваших родителей, родственников, их работу и пр. Рассказывает про себя, свою жизнь, работу, своих коллег, родственников и т.п. Хвастается своей эрудицией, широким кругозором или жизненным опытом - в деталях рассказывает о каких-нибудь случаях, которые, конечно, могут быть увлекательными, но вы заплатили не за это и уделили свое время не этому.


2. Большую часть занятия вы работаете самостоятельно.
На занятии вы должны проверить выполненные домашние задания и получить четкие объяснения и закрепления нового материала. Самостоятельно вы работаете исключительно дома. Даже если Вы не выполнили по каким-либо причинам домашнее задание, преподаватель не должен заставлять Вас делать его на занятии, ни в форме "наказания", ни в форме "поощрения".


3. Нет прогресса.
Из урока в урок преподаватель дает один и тот же материал. Вы как бы топчетесь на месте. Одна и та же тема обсуждается десятый раз. Вы выполняете одни и те же упражнения, читаете и переводите одни и те же тексты.


4. Домашнее задание не проверяется. Преподаватель, задав домашнее задание, "забывает" его проверить.
Домашнее задание или вообще не проверяется или проверяется тогда, когда вы его уже успешно забыли.


5. Ваш преподаватель дает непроверенную информацию.
Ваш преподаватель объяснил вам что-либо, а вы позже узнаете, что все не так или с «точностью до наоборот».


6. Ваш преподаватель не может сделать занятия увлекательными и интересными, т.е мотивировать Вас.
Занятие проходит вяло и скучно. Время тянется бесконечно долго. Вроде и материал интересный и мотивация учить английский есть, но преподаватель абсолютно не обладает харизмой, поэтому в голове крутится единственная мысль "Когда это все наконец закончится?"


7. Ваш преподаватель не может четко объяснять непонятый Вами материал или дать ответ на конкретный вопрос. Преподаватель снова и снова дает те же объяснения, которые вы и так знаете из учебника. Не может сфокусировать Ваше внимание на такой детали или примере, которые "расставляют все на свои места" в Вашей голове.


8. Ваш преподаватель неделикатен (неполиткорректен) в общении с Вами.
Без Вашего согласия открыто говорит или косвенно намекает на Ваши интимные (сексуальные, религиозные, национальные, гендерные, физические и т.п.) особенности.


Самыми ВАЖНЫМИ качествами Вашего преподавателя следует считать:

1. "Объемное" и гибкое мышление
Наличие интеллектуального потенциала преобразовывать двумерный, плоский, объект (конкретную ситуацию) в многомерный, объемный, с учетом всех нюансов ситуации, позволяет разбираться в принципах и механизмах функционирования различных систем, хоть образовательных, психологических, социальных, политических, любых. Это профессиональное качество помогает преподавателю легко ориентироваться в хитросплетениях методик, учеников, их родителей, конкретных учебных задачах и т.д., и быть не рабом и заложником "учебной" ситуации, а управлять ее, быть ее вдохновителем и организатором.

2. Отличное знание всех аспектов языка

Глубокое знание языка поможет выбрать именно ту программу, которая нужна вам, а не ту, по которой ваш преподаватель может вас обучать. Кроме того, всем ученикам свойственно спрашивать: "А о чем здесь поется?", "А что здесь написано?", на эти вопросы ваш преподаватель должен отвечать подробно, т.к. они были вызваны вашим любопытством, а значит, ответы легко запомнятся. Но стоит только один раз допустить "осечку", и Вы перечеркнете весь свой авторитет.


3. Наличие опыта

Преподаватель должен не просто уметь исправить ошибку, а наводящими вопросами помочь ученику исправить ее самостоятельно. Ошибки нужно уметь предвидеть и знать все похожие структуры, которые ученик может спутать с изучаемой структурой. Опыт дает возможность устранить напряжение и скованность в отношениях, создать доброжелательную, легкую и рабочую атмосферу. Опыт дает преподавателю уверенность. Ученики не только перенимают выражения, которые использует преподаватель, но и копируют его стиль поведения и способы выстраивания отношений между различными людьми и умения управлять эмоциями. Во многом языковой барьер формируется у учеников, которые занимаются с "не говорящими преподавателями" - они просто перенимают речевую манеру поведения преподавателя, который сам не может высказать мысли на английском языке и "комплексует" по этому поводу. Кроме того, чтобы сделать уроки интересными, необходимо в меру "оживлять" и "разряжать" обстановку, а это приходит с опытом.


4. Умение ясно излагать мысли

Хороший преподаватель не говорит много, он говорит точно. Он умеет объяснять очень сложный материал так, что Вы сразу понимаете его, и у вас не возникает дополнительных вопросов.


5. Умение "с нуля" создать и реализовать учебную программу с использованием новейших ТСО под конкретный "заказ"

Профессиональный преподаватель учитывает поставленные задачи, уже имеющиеся знания, способности, психотип, темперамент и многие другие "параметры и характеристики" своих учеников и создает индивидуальные программы изучения иностранного языка, и выбирает оптимальный режим усвоения учебного материала.


6. Умение устанавливать и поддерживать положительный эмоциональный контакт с учеником

Это упрощает взаимопонимание и отчасти мотивирует, значит, и уроки будут интереснее и результативнее.


7. Авторитет

Преподаватель должен вдохновлять учеников, быть во многом примером для них, или хотя бы вызывать уважение. Всего этого невозможно добиться, не обладая авторитетом в их глазах (здесь необходимо отличать подлинный авторитет от высокого самомнения).


8. Успех учеников

Самым лучшим подтверждением качественной языковой подготовки, осуществленной преподавателем, является положительные результаты его учеников - успешное поступление в ВУЗ, отличная учеба, трудоустройство или текущая работа в иностранной фирме, ассимиляция на МПЖ.


Самыми НЕВАЖНЫМИ качествами Вашего преподавателя следует считать:

1. Опыт пребывания или проживания в стране изучаемого языка

Следуя логике, выходит, что только тот врач хорошо лечит болезнь, который сам этой болезнью переболел. Также, постоянное пребывание в курилке института НЕ гарантирует знаний вузовских предметов! Не нужно думать, что в обучении/изучении иностранного языка имеет место такой же принцип, а именно, если преподаватель выезжал за границу, то хорошо научит, ну, а если не был за границей, то нет. Тогда и любой носитель, который постоянно находится в языковой среде, должен бы прекрасно обучать своему языку, но чаще наблюдается обратный результат.

Как врачу, чтобы знать и уметь лечить болезнь, совершенно не обязательно ее болеть - достаточно теоретической подготовки и практических лабораторных работ - так и педагогу, чтобы знать, как обучать иностранному языку, совершенно не обязательно жить в «языковой среде», достаточно иметь основательную теоретическую подкованность и необходимую педагогическую практику.

2. Высокая стоимость

За качество нужно платить.

3. Возраст, национальность, пол, религиозные/атеистические предпочтения и т.п.

Одни считают, что пожилые женщины более опытные, другие думают, что молодые люди самые-самые, третьи, что молоденькие девушки только вчера со студенческой скамьи спорхнувшие, четвертые, что умудренные сединами старцы, пятые, что ... . Одним словам, тот факт, что мнений столько, сколько людей, говорит о том, что эти критерии субъективные и никакого отношения к объективным качествам Вашего преподавателя не имеют.


4. Дурной запах


ВСЕ люди без исключения пахнут. И реакция на разные запахи - разная. Кто-то абсолютно не реагирует на дурные запахи, или даже, наоборот, находит их приятными, а кого-то воротит от дорогущего парфюма. Тем не менее, за то, что преподаватель нюхает своего ученика, тот платит ему деньги, а ученик ничего не получает за то, что нюхает своего преподавателя. Кроме того, запахи просто отвлекают. Поэтому старайтесь принимать всяческие меры, чтобы не пахнуть дурно.

5. Наличие оксфордского произношения и других внешних атрибутов и "понтов"

В современном мире на смену "вечным" колхозно-деревенским ценностям уже пришли другие ценности - интеллектуальные способности самостоятельных и свободных личностей-граждан и высокие технологии. Преподаватель в этих условиях должен выполнять роль не робота (=раба), воспроизводящего "запись-программу", которую заложили в него в институте госстандартом для ликбеза народонаселения, а быть искусным менеджером, психологом и педагогом, способным создавать и реализовывать учебные программы любой сложности, потому что каждый ученик - это уникальная система, которая требует индивидуальной ювелирно-точной методико-психологической работы, и никакая готовая "апробированная" утвержденная "госприемкой" методика "на все сто" не сработает. Поэтому, если Вы "бракуете" преподавателя только из-за того, что у него нет "красивого" произношения или он не знает всего сленга, пословиц и шекспиризмов, то Вы отстали от жизни и пребываете в веке, где-то, XVIII-м - XIX-м. Такого же отсталого и дремучего преподавателя себе и найдете. Если говорить о произношении конкретно, то возмущения по поводу плохого произношения у преподавателя примерно то же самое, что негодование по поводу отсутствия у сотового телефона витого провода и диска номеронабирателя. Учитывая, что в естественной среде носители говорят на множестве диалектов и ценят индивидуальную "манеру" произношения "живого" человека, а не граммофонную пластинку, преподаватель обязан сформировать у своего подопечного всего лишь фонематический (смыслоразличительный) слух и произношение, и не более. А для этого совсем необязательно владеть поставленной художественной речью.


В общем и целом, преподавателей условно можно разделить на пять групп с точки зрения их профессионализма,
т.е. умения систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную преподавательскую деятельность с учетом многих "переменных" и удовлетворять существующим стандартам и объективным требованиям.


1. Профессиональные преподаватели

Преподаватели этой категории занимаются преподавательством на постоянной основе, но могут совмещать работу в языковых школах. Эта категория включает профессионалов имеющих постоянный контакт с носителями языка, и часто диплом не только лингвистического ВУЗа или факультета России, но и зарубежного колледжа. Такие преподаватели уже не участвуют в «смотринах» и «собеседованиях» – они «вне конкурса». Стоимость занятий с преподавателями такого уровня высокая, но при этом Вам гарантируется качество образования, поэтому с преподавателями этой группы чаще занимаются VIP: бизнесмены, банковские служащие, топ-менеджеры и т. п. Такие преподаватели очень дисциплинированны, качественно готовятся к каждому занятию, имеют гибкий график работы, могут заниматься с Вами в любое удобное для вас время, имеют большой опыт работы с различными категориями обучаемых, владеют отточенным педагогическим мастерством. В силу таких уникальных качеств они на "вес золота" и передаются «из рук в руки» и «по наследству».


2. Преподаватели средних школ и ВУЗов

преподаватели этой категории специализируется на подготовке абитуриентов к сдаче экзаменов в школе и поступлению в ВУЗы (ЕГЭ). Эти преподаватели часто не могут заниматься в любое удобное для Вас время, потому что они отдают львиную долю своего времени образовательному учреждению.


3. Преподаватели, получившие педагогическое образование, но не имеющие опыта работы по специальности

преподаватели этой группы, получив педагогическое или лингвистическое образование, по специальности не работали, но по какой-либо причине решили заняться преподавательством. К этой группе относятся также и преподаватели, которые занимаются преподавательством стихийно, не на постоянной основе.

Они имеют мало опыта преподавания, соответственно, качество предлагаемых ими услуг ниже, чем у преподавателей второй или первой группы, однако они могут предложить хорошее соотношение цены и качества.


4. Студенты и "вчерашние" выпускники ВУЗов

Эта категория часто выгодна с финансовой стороны, но не подходит тем, кто требует качественную языковую подготовку или специфический курс обучения.


5. Преподаватели-самоучки

Эта категория максимально выгодна с финансовой стороны. Иногда преподаватели-самоучки проводят занятия за "символическую" плату или даже бесплатно (хотя бывает и наоборот). Они используют учеников в качестве "подопытных кроликов" для апробации своих "методик", или чтобы, готовясь к Вашим занятиям, подтянуть свой английский.

К этой категории также следует отнести всех имеющих дипломы педколледжей и вузов, которые не "обеспечены" реальными знаниями и педагогической профессиональной подготовкой.

Я умышленно ничего не сказал об еще одной категории преподавателей, так как это материал для совсем другой статьи.


Автор: Щербаков Юрий Николаевич Сайт профессионального репетитора по английскому языку в Екатеринбурге



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: