Кому и зачем нужен детский сад? Часть 1
Вопрос этот не сходит со страниц журналов и сайтов для родителей — а значит, тема эта спорная, и единого мнения до сих пор нет, несмотря на то, что сами сады существуют в нашей стране давным-давно. Конечно же, не осталась в стороне от дискуссий и я — и как психолог, и как мама, и как бывшая воспитанница детсада.
Итак, мое мнение таково: сады — вынужденная необходимость для ребенка, и если есть возможность ее избежать — лучше избежать. Но если сад все же неотвратим в силу сложившихся у вас обстоятельств, нужно попытаться свести все недочеты к минимуму и попробовать извлечь из этих обстоятельств максимум пользы.
Традиционно считается, что в саду ребенок получает представление о распределении ролей в коллективе и учится: — коммуникации и взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми, — самостоятельности, — дисциплине.
То есть, по сути, сад — это первая социальная модель, в которую ребенок оказывается вовлечен, и это способствует его последующей адаптации в школе и умению общаться с людьми.
Однако давайте подумаем: ведь если честно, то все эти навыки ребенок может получить и вне детсада. Навыки № 1 и 4 идеально развиваются в школах раннего развития. Там вообще на начальном этапе именно на этом и делается акцент: ребенок социализируется, причем мягкими способами, а не добровольно-принудительно, по принципу «не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Навыки же 2 и 3 — самостоятельность и дисциплина — это те вещи, которым вы, дорогие родители, вполне можете научить ребенка и сами, не кивая на садик.
О самостоятельности: конечно, дома возятся и опекают больше, но это — от большой (и слепой!) любви и недальновидности. Ребенок рано или поздно должен будет стать самостоятельным — так не лучше ли научить его самостоятельности, дав дома больше свободы и простора для инициативы, чем надеяться на сад?
Часто наблюдаю такую картину: в саду ребенок делает все сам: одевается, ест, даже кроватку застилает, а дома — все как «обрубает»… А зачем — «добрая» мама и так все сделает. А ведь мама могла бы подумать не о порядке в доме, а о порядке в голове малыша. Это сродни тому, как ребенок, не говорящий в семье, быстро заговаривает в саду: дома-то все ловят «с губ», а в саду хочешь жить — умей вертеться. Однако и дома родителям вполне ведь посильно простимулировать ребенка говорить, а не бежать к нему с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам».
Теперь о дисциплине. У кого в семье с этим проблемы — как правило, и в саду тоже. Облегчение для мамы состоит в том, что большую часть дня ребенок мотает нервы не ей — поэтому, конечно, поступление в садик она отмечает как серьезный прогресс в поведении. Да и ребенок за день растрачивает большую часть «запала» на других детей и воспитателей (сравните, для примера, сколько слов в минуту вы выдаете вернувшемуся вечером мужу, просидев весь день дома с дитем — и сколько, возвратившись вымотанная с работы, где весь день «вербально общались с клиентами»).
Но на самом деле проблемы как были, так никуда и не делись: просто попробуйте забрать дите из сада дней на 10 — что будет? Правильно, все вернется на круги своя. Кроме того, часто мамы говорят, что вот «в саду на него не жалуются, а дома — просто кошмар». Да просто в саду на него почти не обращают внимания — ну разве что вытворит совсем уж нечто эдакое. А вот мама эмоционально реагирует на ребенка всегда! Кстати, дети, безобразничающие в саду, как правило делают это от отчаяния, когда и дома внимания не дождешься: ну, чтоб хоть кто-то заметил. Это такой крик о помощи: «Я — есть!!! Не любите меня за хорошее, так обратите внимание хоть за плохое!»
Меня вообще умиляет, как некоторые мамы надеются на сад, как на армию: вот пройдет в сад — там его исправят. Ну-ну…
Еще момент: детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь с того возраста, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Детсад ребятишки начинают с интересом посещать лишь тогда, когда они начинают играть «вместе, а не рядом». Когда же это происходит?
Психологическая зрелость ребенка для поступления в сад у девочек наступает примерно в 3,5−4 года, у мальчиков — в 4−4,5 года. Эмоциональное удовольствие от дружбы и общения ребенок начинает получать только лет с 4−5. А многие ли имеют возможность и желание 4 года сидеть с ребенком дома? Вот и волокут его, бедолагу, в садик, как только маме нужно на работу выходить — то есть лет с 1,5−2, а некоторых и раньше. Единицы адаптируются к такой ситуации, но большинство — страдают…
Отдельно хотелось бы сказать о здоровье. Увы, дети в садах болеют. Некоторые из соплей и бронхитов не вылезают бесконечно, и этот пресловутый «адаптационный период» длится у них годами: увы, далеко не все детишки ограничиваются «законными» несколькими месяцами болячек… Отчего же это происходит? Да оттого, что родителям нужно на работу, и они хоть тушкой, хоть чучелом, но ведут дите в садик… С соплями… С кашлем… С желудочными расстройствами… А иммунитет-то слабенький еще…
Многие ратуют за «развитие» иммунитета, указывая это как плюс садиков, но совершенно упускают из вида тот факт, что иммунная система ребенка вступает в силу, так сказать, годам к 6−7, а то, что происходит ранее — просто издевательство над детскими организмами (примерно как учить сидеть в 4 месяца). Да, очень редко встречаются такие уникумы, но в большинстве случаев — в подавляющем большинстве — это непосильная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Точно так же, как и «иммунизация коллективом» для малышей до 6 лет.
Утверждение «мы всеми садовскими болезнями переболели, организм значительно окреп, а домашние то и дело болеют, следовательно — занятия пропускают, что не есть хорошо в первом классе» — чрезвычайно спорно. Да, нехорошо, что дети отвлекаются от учебы, но это — упущение их родителей: за год до школы следовало бы поводить ребенка в школу раннего развития и занять его спортом — так иммунитет укрепляется гораздо лучше, нежели «переболением» в нежном возрасте.
Обманчивое это благополучие, просто нам так хочется верить, что мы сделали правильный выбор. «Развивалка» лучше в том плане, что нет такой нагрузки на иммунную систему, как в саду, поскольку ребенок больше подготавливается к режиму школы (ведь в школе дети именно занимаются вместе, а не живут — то есть не едят, не спят и не гуляют).
И последнее: детсад — такая среда, где встречаются и очень тесно общаются дети «из самых разных слоев общества». То есть из сада несут многое: привычки, словечки, а главное — мировоззрение. И если годам к 7, когда ребенок идет в школу, он уже успеет впитать вашу семейную систему ценностей, то малыш 2−3 лет, поступающий в сад и проводящий там почти все свое время, напитывается ценностями, взглядами и приемами общения тех, кто составляет его непосредственное окружение. В том числе — и детей из неблагополучных (в первую очередь — морально и психологически) семей, и (если не повезет) малокультурных и малоразвитых воспитателей…
Боже упаси, я не хочу оскорбить воспитателей «как класс». Как и в любой профессии, среди них есть и прекрасные люди, любящие детей, и высокопрофессиональные специалисты. И их очень и очень немало. Но! Специфика нашей страны состоит в том, что такое важное дело, как воспитание детей, оплачивается просто неприличными деньгами, что исключает возможность конкурсного отбора достойнейших и лучших, и привлекает в профессию буквально «кого Бог пошлет». А посылает он, увы, зачастую совсем кого попало… Словом, из всего этого и формируется среда, которая воспитывает наших детей.
Так надо ли вести ребенка в садик? Какого ребенка — можно, а какого — категорически нет? И чем же детсад заменить? Все эти вопросы не останутся пока без ответа — о них речь пойдет в следующих статьях..