Война с роботами. Как дела на невидимом фронте?
Научная фантастика, ныне почти вытесненная фэнтези, киберпанком и прочими двоюродными жанрами, в своё время сыграла огромную роль в развитии инженерной мысли. Почти все её предсказания сбылись: полёты в космос и высадка на Луну, генная инженерия и подводная лодка, микрочипы и всемирная сеть. Да стоит ли перечислять — список будет бесконечным. Пожалуй, только две вещи остались нереализованными: машина времени и человекоподобные роботы. О машине времени мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня наша тема — роботы.
Идея человекоподобного искусственного организма стара, как мир. Ещё в Илиаде описано, как механические помощники помогали Гефесту выковать снаряжение для Ахиллеса. Упоминание о роботах есть в древнеперсидской и древнекитайской литературе, а история о големе, человекоподобном искусственном существе, созданном в 1580 году с помощью тайного знания пражским раввином по имени Лёв бах Бецалель, стала классическим литературным сюжетом. Примечательно, что голем оживал лишь тогда, когда в рот ему вкладывался специальный пергамент, — не первое ли это описание загружаемой программы? После выполнения своей миссии голем был деактивирован.
В 16−19 веках конструировались десятки механических существ, однако все они были игрушками — либо простейшими музыкальными шкатулками, либо оболочкой для находящегося внутри человека. Настоящий взрыв интереса к роботам принесла научная фантастика 20 века. Карел Чапек, придумавший слово «робот», первым изобрёл и восстание роботов против людей (кстати, вполне успешное). Но настоящим гимном в робототехнике стало творчество Айзека Азимова, сделавшего роботов привычным атрибутом научно-технического прогресса. Стоит ли удивляться, что инженеры, к тому времени успешно воплотившие в жизнь множество научно-фантастических идей, вплотную занялись этим вопросом? Введённый в эксплуатацию на заводе General Motors в 1661 году первый промышленный манипулятор Unimates, сконструированный Энгельберком и Девелом, был назван в честь героев научной фантастики. А вскоре Toyota запустила первую полностью роботизированную сборочную линию.
Конечно, промышленные манипуляторы были достаточно простыми машинами. Они не соответствовали описаниям фантастов — не были ни автономными, ни мыслящими, ни человекоподобными. Как оказалось, такие роботы не нужны ни на заводах (где идеальным решением являются составленные из простейших программируемых манипуляторов перенастраиваемые гибкие производства), ни в быту (где функции домашней прислуги разбросаны по десятку различных специализированных устройств). Сегодня по всему миру работает более миллиона роботов, занимаясь сборкой, упаковкой, перевозкой и другим существенно продуктивней и аккуратней человека, а также заменяя его на вредных или опасных производствах. Но они ничем не напоминают героев Чапека и Азимова, «Приключений Электроника» и «Терминатора».
Примечательно, что технология сегодня позволяет создавать настоящих роботов! Успехи в области искусственного интеллекта и распознавания образов, безынерционных приводов и бионики, а также (не последнее дело!) новые поколения аккумуляторов сегодня дают возможность конструировать именно такие «мыслящие машины»: автономные, движущиеся, ориентирующиеся во внешней среде. Однако спроса на них нет! Блестящая идея, опередившая уровень развития технологий в своё время, ныне оказалась невостребованной. Это лишь подчёркивает великолепный проект человекоподобного робота Honda Asimo, по сути, являющийся рекламной акцией.
Есть лишь одна сфера, в которой настоящие роботы весьма успешны. Это домашние игрушки. Не счесть всё более и более совершенных (и постоянно совершенствуемых) моделей собачек, кошечек, динозавров, а также причудливых организмов типа болтливого Фабри. Современный человек не нуждается в механических слугах ни дома, ни на работе — эти функции с успехом выполняют разные бытовые, офисные и прочие устройства. Только лишь одного они не могут — дать душевное тепло. Но человек, привыкший к электронным помощникам, и здесь готов довериться им. Ведь общаться с себе подобными мы стремительно разучиваемся.
Так что роботы всё-таки победили. Но это произошло совсем не так, как у Чапека или в «Терминаторе». Пушек и ракет не понадобилось. Роботы завоевали не только жизненное пространство на производстве (ликвидировав при этом миллионы рабочих мест по всему миру) — они ещё нацелились на пространство в нашей душе, пока занятое близкими и живыми домашними любимцами. В каком же направлении они предпримут следущее наступление?