Литература и соврменность: взор в завтра через наше время
Художественная литература- это искусство, призванное формировать общественное сознание, хранить для поколений моральные ценности. Ставят ли эти задачи перед собой теперешние авторы, коих образовалось бессчетное количество, сомнительно. Причем, пишущие и, к сожалению, многие из них выходящие в свет, стали четко разделяться по половому.
Зародилась литература бабья и мужская. Это практически что как памперсы для девочек и мальчиков. Одним удобнее в этих, другие будут чувствовать себя комфортнее в других.
Невозможно себе представить, что так можно было бы разговаривать о прозе Чехова, Толстого, Бунина, Набокова, о поэзии Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой. Это, без всяких сомнений, корифеи, классики. Вклад их в мировую литературу драгоценен.
О ком из современных поэтов и беллетристов можно сказать, что его будут читать, цитировать и через немало лет? Если пройтись глазами по корешкам книжек, выставленным на полках книжных магазинов, то остановишься на двух – трех авторах.
Сейчас речь идет о тех, кто начал активно печататься последние несколько лет. Конечно, их книги можно увидеть в руках людей, коротающих время в метро, длительных поездках, но это чтение второпях, без поиска смысла, в сухом остатке – бесхитростный сюжет, который и пересказать трудно, да и улетучится из памяти он, как только будет перевернута последняя страница.
Отдельно хочется сказать о тех, простите мою вольность, кто книг, настоящих книг, не читал вовсе. Они стали выискивать себе объекты для подражания в этих пособиях, которые учат их изощренным приемам покорения мужчины, столицы, обретения всех благ путем умелой продажи самой себя. Это я о так называемых дамских романах. Мужчины большею частью пишут со стремительностью пулемета криминальное чтиво, рассказы, разнообразные фэнтэзи с уклоном в инферно. Авторов хоть отбавляй, имена – наперечет.
О поэзии говорить еще труднее. Подчас в любой жизненной ситуации приходят на ум строчки Тютчева, Грибоедова, ставшие цитатами; из теперешних не знаю, кого бы я припомнил, разве что бардов. Они еще сохранили любовь к ритму и рифме, они знают, чем ямб отличается от хорея. Их стихи просто ложатся на музыку.
Нынче подоспело время графоманов, которые с легкостью калечат вкус молодого поколения. Подменяя настоящую литературу, «рыбой» тело которой в зависимости оттого, что они будут строчить на коленке очередной раз, можно нашпиговать сценами насилия, разрушения всех ценностей, которые заложены в заповедях.
Для плохого писателя не интересен конкретный человек с его судьбой, ему надобен типаж. Стихотворец, должен уметь из слова создать образ. На мой взгляд, мы сейчас испытываем кризис языка, полнейшую обезличенность в прозе и поэзии.
Генадий