Книга ставшая событием

Ольга Славникова: «Один критик написал, что хватит эксплуатировать находку Оруэлла. Но есть разница между заголовками «1984» и «2017». В первом случае автор поменял местами цифры, исходя из года написания (1948), что стало для него некой личной меткой. Во втором случае другой автор имел в виду грохот исторической рифмы с 1917-м, который уже многим слышен. Но моя книга – не антиутопия. Антиутопия всегда про других, будущих. А «2017» про нас, потому что почти все мы до заявленной даты доживем.»

После получения в декабре ушедшего, 2006 года литературной премии Букер за роман «2017» Ольга Славникова стала очень популярной и с удовольствием рассказывает о себе, выступая на радио, телевидении и в газетных интервью. Одно только это должно убедить любого в необходимости литературных премий и литературных ориентиров.

Я убеждена, что читающая публика не поредела, и многие стремятся потреблять не только макулатуру «для отдыха», просто в ситуации моря новинок с зачастую некачественной рекламой, дизайном, корректурой, бумагой, переводом etc., разочарованные очередным философским!, историческим!, психологическим! и прочим бестселлером мы разуверились в нагло-глупо-непрофессионально преследующих свои коммерческие цели издателях, и ждем, экономя свое драгоценное время, одобрения авторитетов.

Судьбу Букера в 2006 году решало, бесспорно, авторитетнейшее жюри: председатель – писатель Александр Кабаков, критик Дмитрий Бак, поэт Тимур Кибиров, прозаик Роман Солнцев, телеведущая Светлана Сорокина.

Ольга Славникова родилась в Свердловске, в 1957 году, в семье инженеров-оборонщиков. Поступив на факультет журналистики, Ольга очень скоро поняла, что и журналистика, и художественное творчество слишком подвержены вмешательству властей, чтобы ими стоило заниматься всерьез. Долгое время она «валяла дурака», и, по ее признанию, «единственной моей творческой продукцией можно было считать эпиграммы на окружавших меня в то время персонажей. В результате, имея "красный" диплом, я получила чисто совковое распределение в рекламно-издательский отдел НИИТЯЖМАША, где жизнь заканчивалась. Вся деятельность в данном присутственном месте сводилась к разным формам ничегонеделания, иногда довольно изощренным, а если случались авралы, то это было искусство ради искусства. Именно там, поскольку времени было вагон, я начала в рабочее время, получая при этом зарплату, писать свою первую повесть "Первокурсница".
Далее последовал краткий период работы в "Средне-Уральском бюро пропаганды художественной литературы", знаменательный тем, что там я очень быстро женила на себе не успевшего даже удивиться поэта Виктора Мясникова, в то время директора бюро. С тех пор прошло тринадцать лет, и муж, я думаю, освоился с мыслью, что теперь ему век свободы не видать. Открою семейный творческий секрет: многие идеи моих сегодняшних эссе принадлежат мужу и публикуются без ссылки на источник.»

Первый роман Славниковой не удалось опубликовать и она даже попыталась бросить писать. Но – суетливый посреднический бизнес, которым она пыталась зарабатывать на жизнь, достал ее своей бесконечной бессмысленностью. Она вернулась в литературу. Роман "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки" вошел в шорт-лист Букера в 1997, а за роман "Один в зеркале" писательница получила премию имени П.П.Бажова.

Если бы не уникальный авторский стиль, сюжет «2017» вполне мог бы лечь в основу увлекательного фантастического триллера. Есть тут и детективная интрига, и мистическая составляющая, и социальная, только выбирай.

Главный город Рифейского (читай – Уральского) края. Вокзал. Немолодой профессор философии, опытный "хитник" (добытчик драгоценных камней), отправляется в экспедицию. Провожающих двое – ученик профессора, камнерез Крылов, и незнакомка в тонком марлевом платье.

И поначалу совершенно неважно, что дело происходит в 2017 году: в романтическом повествовании о таежных камнеискателях время течет по своим законам. Любовный треугольник постепенно превращается в более сложную геометрическую фигуру. Похожую на самоцвет, скрытый в толще Рифейских гор. В этом романе все завязано на камнях – и любовь, и дружба, и бизнес, и жизнь, и смерть.

Но костюмированное шоу к столетию Октября («белые» против «красных») заканчивается стрельбой и поножовщиной. И Крылов, по законам хорошего романа, неизбежно оказывается в гуще обезумевшей толпы и, по тем же законам, чудом спасается и от вооруженных до зубов "ряженых", потеряв в толпе возлюбленную.

Сюжет закручен хитро, но внятно. Уральский фольклор, городская лирика, таежная проза, политические споры, "кухня" ювелирного бизнеса и еще много чего смешалось тут. Смесь вышла гремучая, но эффектная. А КАК написано! Настойчиво вспоминается Набоков.
Славникова не скрывает своих творческих планов:

«Вы знаете, мне очень понравилось путешествовать во времени, и на этот раз я хочу так вот своеобразно отправиться в прошлое. Память каждого человека – это машина времени, она у каждого персональная, и человек проживает не ту жизнь, вернее, он проживает жизнь, он думает о ней то-то и то-то, а на самом деле было все другое. И все, что он думал о своей жизни, все неправда.»

Будем с нетерпением ждать ее следующих романов!

Виолетта Лазарева Консультант книжного отдела Дома Книги «Санкт-Петербург» Русские книги в США Books



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: