Где можно увидеть портрет первой женщины, канонизированной русской православной церковью? Дорога домой

Первый подвижнический опыт Ефросиньи Полоцкой завершился благословением на создание женской обители в Сельце, в то время — в двух верстах от города. Неизвестный автор в «Житии Ефросиньи Полоцкой», написанном в конце XII века пишет, что благословению предшествовало чудесное откровение: место будущего монастыря и дальнейшие действия Ефросиньи определил ангел, трижды являвшийся инокине и епископу Илие.

Ефросинья удалилась в Сельцо, взяв с собой только самое дорогое — книги. Должность игуменьи вынуждает к занятиям не только духовным. На новом месте пришлось решать многие вопросы, как сегодня говорят — хозяйственные и производственные.

Монастырь, названый позднее Спасо-Ефросиньевским, ширился и развивался. Рядом с ним Ефросинья основала Богородицкий мужской монастырь. При монастырях действовало настоящее производство, иконописная мастерская и две скриптории — мастерские по переписке книг.

Словно опытный директор завода, Ефросинья внедрила в скрипториях передовые методы разделения труда. Мастера выполняли специализированную работу: одни вырисовывали заглавные буквы, другие переписывали текст, третьи переплетали, рисовали иллюстрации и т. д. В допечатную эпоху такая методика позволила ускорить создание книг и способствовала тому, что монастырская продукция была широко известна не только на полоцкой земле, но и за ее пределами.

В монастырской школе игуменья щедро делилась знаниями не только с отпрысками знатных родов, но и с детьми простых людей. Кроме церковнославянского языка школяры изучали греческий и латынь, риторику, историю и даже медицину, что было возможным потому, что при новых монастырях работали благотворительные больницы.

Происхождение и авторитет Ефросиньи позволяли ей заниматься политикой, влияя на решения князей, склоняя к богоугодным решениям и сдерживая междоусобную вражду. Игуменья вела переписку со многими влиятельными людьми славянского мира.

Известно множество примеров того, как сложно и медленно строились архитектурные сооружения той эпохи. Удивительным на таком фоне выглядит строительство в 1161 году Спасо-Преображенской церкви, жемчужины древнерусского зодчества. Ефросинье удалось настолько четко организовать строительство, что зодчий Иоанн воздвиг храм всего за 30 недель. Невиданные сроки даже для сегодняшних технологий.

По легенде, озвученной нынешней настоятельницей Спасо-Ефросиньевского монастыря матерью Евдокией, строительство продвигалось столь успешно благодаря покровительству высших сил. На завершающем этапе остро не хватало кирпича. Ефросинья усердно молилась о помощи, и утром рабочие обнаружили в оставленных с вечера пустыми печах недостающее количество строительного материала. Удивительно, но современные эксперты-реставраторы, изучавшие кладку, пришли к выводу, что ее верхние ряды выполнены из кирпичей, по качеству значительно превосходящих остальные.

На склоне лет, предчувствуя скорую кончину, Ефросинья совершила паломничество в Святую Землю. Долгое и трудное путешествие закончилось успешно, от имени всех русских женщин игуменья пожертвовала Гробу Господню драгоценную кадильницу.

Куда более длительным оказался обратный путь. Ефросинья умерла в одном из монастырей Иерусалима 24 мая 1173 года. При жизни она желала, чтобы ее тело было похоронено в Святой Земле. Поначалу так и вышло. Но в 1187 году завоеватель Иерусалима султан Саладин выгнал из города всех христиан.

Уезжая на родину, монахи забрали с собой святые мощи преподобной Ефросиньи. До 1910 года они хранились в Киево-Печерской лавре, затем были перевезены в Полоцк, в Спасский храм. В годы советской власти Спасо-Ефросиньевский монастырь закрыли, прах демонстрировали на атеистической выставке в Москве, затем в краеведческом музее в Витебске.

В монастырь, основанный Ефросиньей, останки вернулись только в 1943 году в годы оккупации. Там они и находятся по сей день. Деятельность монастыря возобновилась в 1992 году.

Спасская церковь, построенная преподобной Ефросиньей — единственное место в Беларуси, где сохранились уникальные фрески XII века. На граненом столбе, поддерживающем хоры, изображена святая. Многие историки полагают, что это портрет Ефросиньи Полоцкой.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: