Священный, пиратский, богемный – это все об одном городе? Сиди-Бу-Саид на развалинах Карфагена
Карфаген, как и было велено Катоном, в 146 году был разрушен. А «богемный городок в Африке» — звучит даже нелепо. Но, тем не менее, над древними карфагенскими валунами и развалинами высится на скале тоже достаточно известный городок: Сиди-Бу-Саид.
Его называли артистической меккой, но, скорее всего, и это время тоже прошло, остался богатый пригород-курорт Туниса (столицы Туниса) с виллами и яхтами в море. Но одновременно это очень необычный на вид город, со множеством тайн.
Оригинальность городских пейзажей бросается в глаза — это синий, точнее бело-синий город. Стены всех домов аккуратно выбелены, а вот окна и двери — строго синие. Причем двери покрашены неодинаково, может присутствовать разная символика и орнамент. Ко всему прочему есть в нем что-то неуловимо андалусское — и не случайно.
Когда-то это была традиционно рыбацкая деревушка. Городом она стала и имя свое получила благодаря одному святому — Бу-Саиду (полное имя — Abou Said ibn Khalef ibn Yahia Ettamini el Beji), родившемуся аж в 1156 году. О нем ходят легенды — какой это был ученый муж, как развил суфизм (религиозное направление), как стал лекарем и даже мог гипнотизировать скорпионов (очень полезный навык в той местности).
Существует и другая легенда — что это был некий Луис, дезертировавший из французской армии, женившийся на берберке, но все равно выучившийся и ставший тем самым святым…
Это действительно очень почитаемый святой. Он и основал этот город в 1207 году. Его гробница находится там же — реликвия для всех верующих, которые в августе устраивают здесь религиозный фестиваль. А вот в «плохие времена» эта усыпальница служила местом казни преступников…
После арабского завоевания культ святого еще более развился, сюда стали стекаться беженцы из Андалусии. А потом жители этого города, в том числе и потомки беженцев, уже в конце испанских войн 1535−1574 годов стали пиратами, а святой — их покровителем и господином моря.
И несколько веков город этот был городом корсаров. Которые, надо полагать, похозяйничали в морях. Еще одна загадка — на протяжении всех этих веков на эту землю не могла ступить нога ни одного христианина, вплоть до XIX века, но, тем не менее, известно, что какое-то время там стоял испанский легион, в котором служили предки Сервантеса.
А в XVIII веке вместе с представителями правящей турецкой династии в город перебрались музыканты и писатели. А в XIX веке сюда потянулись люди творческих профессий уже из Европы, в том числе сразу несколько художников. Самый знаменитый, пожалуй, Пауль Клее — швейцарский художник-авангардист, а также немецкий художник Август Маке (Огюст Маке), входящий вместе с Кандинским в группу «Синий всадник», Луи Муалле и другие.
После того, как Огюст Маке написал свою знаменитую картину с кафе и мечетью, сюда стали подтягиваться и прочие деятели европейской культуры: французские писатели Андре Жид и Жан-Поль Сартр. В наше время это местечко облюбовали Клинт Иствуд, Шон Коннери, и Джонни Холлидей.
Большая интересная история, естественно, крайне выгодна для туристического бизнеса. Вряд ли этот город сегодня можно назвать артистической меккой, но зато какая репутация!
А с учетом того, что уже 100 лет как запрещено изменять внешний облик города (жителей штрафуют, если они вовремя не покрасили свои дома в положенные цвета), привлекательность его для туристов не исчезает. Главное — правильно организовать свою историю, добавить красочную деталь — и обеспечено признание всего мира. Только нельзя забывать про лавочки и сувенирные ряды.
Симпатичный городок находится в Тунисе над развалинами Карфагена. И тоже, кажется, уже пережил свою «основную» историю… Что будет дальше в этих местах, история которых восходит, Бог знает, к какой древности? Так часто бывает: над одной историей (которую кому-то когда-то понадобилось разрушить) начинается другая тысячелетняя история, переживается и становится «обычной» достопримечательностью.